Beginner / Интерактивная методика обучения английскому языку

Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования коммуникативной компетентности в изучении английского языка

Павлова Ирина
Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования коммуникативной компетентности в изучении английского языка

«Интерактивные формы и методы обучения как средство формирования коммуникативной компетентности студентов при изучении

английский "

учитель английского языка

«Скажи мне - я забыл.

дай мне посмотреть - я помню.

Позвольте мне сделать это -

И это будет навсегда "

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная цель изучения иностранного языка в школе необходима для развития межкультурного уровня общения коммуникативной компетентности учащихся и в то же время формирования и развития личности ребенка, способной не только для дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков, но и для использования полученных знаний при решении важных жизненных проблем.

Изменения в технологиях обучения, внедрение информационных и коммуникационных технологий открывает возможность расширения образовательных границ для каждого предмета, включая иностранный язык.

Таким образом, для реализации цели обучения иностранному языку - коммуникативной компетенции - учитель должен вовлекать учащихся в реальное языковое общение, моделировать на уроках процесс вхождения в реальную среду иностранного языка.

Актуальность данной работы заключается в следующих : изменениях, происходящих сегодня в обществе, средствах коммуникации, растущем интересе нашей страны к мировому спросу у современных выпускников умения осуществлять межличностное общение с носителями иностранного языка. Проблема в том, что выпускник, оказавшись в сложной ситуации, не всегда может найти правильную линию поведения, что может привести к снижению эффективности его профессиональной деятельности.

Поэтому изменения, происходящие в современном образовании, диктуют выбор новых форм и методов обучения.

Гипотеза : создание оптимальных условий для самообучающихся, повышение их коммуникативной компетентности за счет интеграции интерактивных форм и методов обучения в процессе учебной деятельности.

Цель : формирование коммуникативной компетенции учащихся с использованием разнообразных интерактивных методов и форм преподавания английского языка.

• Формировать мотивацию учащихся в классе и во внеурочной деятельности через участие в творческих конкурсах, конкурсах и исследовательской деятельности;

• создание условий для организации продуктивного процесса учебной деятельности при изучении английского языка;

• проверить на практике эффективность интерактивных форм и методов обучения и выбрать наиболее эффективные.

Новизна опыта : интерактивные методы обучения являются особой формой организации коммуникативной и познавательной деятельности. Студенты вовлекаются в процесс познания, становятся способными к самообразованию, выбору, развитию новых видов деятельности.

Основная характеристика метода интерактивного обучения:

Прежде чем рассматривать особенности интерактивного обучения, необходимо дать концепцию этого метода.

Таким образом, интерактивное обучение можно определить как обучение, основанное на совместных действиях, целью которых является организация процесса обучения в форме диалога между учителем и учеником. Он ориентирован на развитие навыков и умений работы с различной информацией, и предполагает в результате формирование активной позиции учащихся при рассмотрении любой проблемы, формирование объективного отношения к себе и другим. В этой образовательной среде предусмотрено развитие различных сторон общения :

(передача и хранение информации) :

интерактивный (организация взаимодействия в совместной деятельности) ;

восприятие (восприятие и понимание человеческой личности)

На основании вышеизложенного можно установить, что интерактивное обучение - это обучение, погруженное в разговор.

Суть интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся вовлечены в учебный процесс, у них есть возможность понять и задуматься о том, что они знают и думают. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным как для учителя, так и для студента. Исключает доминирование любого участника образовательного процесса или каких-либо идей. Это происходит в атмосфере доброй воли и взаимной поддержки, которая позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее в более высокие формы сотрудничества. В ходе учебного диалога (а именно, включает интерактивное обучение) учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать обоснованные решения, участвовать в дискуссиях , общаться с другими людьми,

Учитель руководил учениками для достижения поставленных целей. Когда интерактивная функция обучения учителя помогает ученику в его работе, один из источников информации.

Далее необходимо отметить, что интерактивное обучение определенным образом и меняет требования к работе учителя. Если приоритетом становится процесс усвоения изучаемого материала, то информативность (как можно больше деталей, которые можно передать ученику во время урока) как критерий класса отходит от авангардной точки зрения анализа деятельности учителя. В. Н.Соколов считает, что учитель современного развития системы образования должен обладать следующими навыками :

• организовать такое исследование, которое воспринимается как собственная инициатива учащегося;

• сознательно организовано обучение студентов в ситуациях обучения, чтобы стимулировать их к интеграционным усилиям;

• создать учебную атмосферу в классе и распределить помощь ученикам;

• решить нестандартную образовательную и межличностную ситуацию, осознавая педагогическое взаимодействие, влияние реакций обучаемых на контролирующие воздействия учителя;

• помочь учащимся не попасть в зависимость, которая ограничивает их мышление и мешает автономному интеллектуальному поведению, сохраняя при этом его научную достоверность.

Эффективность и результативность интерактивного обучения:

- повышение мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем;

- создание условий для успеха каждого студента;

- развитие способности студентов мыслить нестандартно, развитие способности слышать другую точку зрения, способность к сотрудничеству;

приобретение собственного опыта;

- открытие новых возможностей для повышения коммуникативной компетентности, готовности к действиям, осведомленности и принятия ценностей.

Теоретической основой моей работы являются идеи Пассов Е. И., В. Л. Скалкин, Г. В. Рогова, Е. Г. Кашина, Соловова Е. Н.

Использование интерактивных моделей обучения предусматривают моделирование ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. В отличие от субъектно-объектного подхода, студент становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в учебном процессе, следуя своему индивидуальному маршруту.

Таким образом, интерактивный подход помогает сделать процесс овладения базовым языком общения на школьном уровне более эффективным.

«Пирамида запоминания» ясно дает представление о том, какие действия приводят к лучшим результатам в обучении.

В 2016-2017 учебном году на базе МОУ общеобразовательной школы №83 г. Волгограда я провел исследование для определения уровня познавательного интереса, мотивации и способностей у учащихся. В исследовании приняли участие ученики 2-8 классов, изучающие английский язык. Испытуемых попросили ответить на вопрос "Нравится ли вам уроки иностранного языка?" Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что уроки иностранного языка очень сильно в начальной ссылке, на среднем и старшем уровнях ответы были как положительными, так и отрицательными. Так, в 7-м классе только 60% учеников ответили на вопрос утвердительно. Другие студенты дали ответов : «не» , «нет» , не знают .

Следующий этап констатирующей фазы эксперимента начался под сомнение. Его целью было выяснить отношение студентов к технологиям, используемым в учебной деятельности.

Анкета состояла из вопросов :

- Какие виды работ на уроках вам нравятся больше всего?

- Вам нравятся внеклассные занятия по предмету?

Отзывы свидетельствовали о том, что студентам очень нравится игровая форма работы, работа над проектами и участие в фестивалях, конкурсах, конкурсах, конкурсах и марафонах по данной теме.

Для всех экспериментальных мероприятий было сделано мной на основе деятельности студентов. Принцип активности студентов в учебном процессе был и остается основным в моей методологии. Под этим термином я подразумеваю то качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной необходимостью усвоения знаний и навыков. Большое внимание было уделено творческому подходу к задаче, так как креативность является важной особенностью учебно-познавательной деятельности. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имели не только различные виды деятельности, но и их содержательная сторона. Использование новых, неизвестных материалов, их образовательная ценность и интерес вызвали необходимость общения. Уроки моих учеников стали более эмоциональными, они стали охотно участвовать в работе, даже застенчивые и робкие ученики стали поднимать руки и отвечать.Почти никто из парней не отвлекался на посторонние раздражители, что также является значимым показателем наличия устойчивого познавательного интереса.

После моих мероприятий в конце 2016-2017 учебного года студентов снова попросили ответить на вопросы «Карты интересов» . И уже более 80% учеников 7 класса написали, что им нравятся уроки английского.

Результаты опроса студентов также показали, что отношение детей к предмету изменилось в позитивную сторону. Исследование еще раз подтвердило гипотезу о том, что, если создаются условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это поможет достичь более высокого уровня познавательного интереса и, как следствие, качественного увеличения результатов обучения.

Существует огромное количество интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения

• Групповые обсуждения (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)

• Работа в группах, парах

• Совместное обучение

• Ролевая игра (бизнес)

Дьёрдь Поя сказал : «Хороших методов столько же, сколько хороших учителей».

Да, уроки английского могут быть традиционными или нетрадиционными. Планируя свои уроки, я думаю, что это не только то, что ученики запоминают новые слова определенной грамматической структуры, но и стремятся создать возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараемся понять, какие приемы могут вдохновить ребят.

Для достижения цели я успешно использовал следующие методы: дискуссия (диалог, групповая дискуссия, ролевая дискуссия, анализ ситуаций морального выбора, анализ ситуации из практики, коллектив творческого решения проблем, метод «круглого стола») и игры (дидактическая и творческая игра, деловая и ролевая игра) .

в качестве примеров элементов интерактивного метода обучения представляем вашему вниманию несколько заданий. Я использовал на уроках :

1. Метод как «Карта памяти» «MindMap»

Этот метод - простая технология записи мыслей, идей, разговоров. Вход быстрый и ассоциативный. Тема в центре, сначала слово, идея, мысль. Есть поток идей, их количество не ограничено, все они записаны. Метод представляет собой индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления творческих способностей.

возможность использования «карты памяти» :

• При заказе повторение материала

• Когда

• повторение в начале урока

• во введении к теме

• При сборе языкового материала и т. Д.

2. Метод интерактивного "FISHBONE"

Изучение лексического материала на английском языке по предмету «Изобретения в нашей жизни» очень удобно организовать «Рыбий скелет» , например, до отработки навыка говорящий :

«Голова» : можем ли мы жить без высоких технологий?

«Верхние кости» : комфорт, общение, знания.

«Нижние кости» : работа на дому, много друзей, информация.

«Хвост» : наша жизнь зависит от изобретений.

Принять «рыбий костяк» помогает студентам выделить проблему, найти ее подтверждение и сформулировать заключение. Работа со схемой учит детей работать индивидуально и в группах, а также с уважением и вниманием к мнению одноклассников. Кроме того, «рыбья кость» стимулирует творческое мышление и развивает критическое состояние.

4. Гоночные слова (Гонка слов) .

Это отличная игра для подкрепления слов, которые вы выучили на последнем уроке. Такие грамматические игры на уроках английского могут оживить атмосферу и сделать урок более увлекательным. Более того, игра подойдет для студентов любого возраста и уровня.

Студенты делятся на две команды. Доска разделена на две половины, а тема конкурса указана сверху. Затем студенты начинают записывать одно слово в соответствии с темой. Одно слово, один мяч. Команда, написавшая больше всего слов на доске за отведенное время, побеждает.

Отличная командно-ориентированная игра. Подходит для повторения времени, фраз, оттачивания навыков чтения и т. Д. Как играть в пазлы? 3-5 предложений написаны на бумаге разными цветами. Затем лист разрезается так, чтобы отделить все фразы. Слова перепутаны и помещены в шапку. Класс делится на 2-3 команды, каждая из которых собирает предложения. Команда, которая быстро помещает все слова в правильном порядке, чтобы получить оригинальные предложения, побеждает.

6. Правописные игры.

буквы рассыпались Цель : развить навыки объединения букв в слове.

Ход игры : учитель пишет слова заглавными буквами на листе бумаги и, не показывая этого, разрезает их на буквы, говоря: : «У меня был слово. Оно рассыпалось до буквы ". Затем показывает буквы и разбрасывает их по таблице :" Кто догадается, что это за слово? "Победитель первым правильно напишет слово. Победитель придумает свое слово и говорит учителю, или он пишет и анализирует его, и показывает все разбросанные буквы. Действие повторяется.

7. Лексические игры.

Запрещенная цифра. Цель : обеспечение количественных и порядковых чисел.

игра : учитель называет «запрещенную» цифру. Обучающиеся верят в хор (сначала его называют количественным, затем - ординалами) . «Запрещенная» цифра не может быть названа. Тот, кто ошибается и говорит, что приносит своей команде пенальти. Победителем становится команда, получившая наименьшее количество штрафных очков.

Роль дискуссии проводят после того, как вы контролируете восприятие и понимание речи, слушая или читая текст. Они имитируют реальную ситуацию общения, в которой каждый ученик действует в соответствии со своей мандатной ролью. Использование этой формы группового общения позволяет выстроить культуру общения между студентами, толерантность к окружающим, учит конструктивному диалогу, помогает согласовать точку зрения участников «Круглого стола».

Работа в группе из 3 или 4 студентов

Студенты А и Б - вы очень строгие родители. Опишите, как вы воспитываете своего ребенка (ren) . Приведите причины этого метода воспитания.

Студенты C (и D) - вы их ребенок (ren) . Опишите ваши отношения с родителями.

Вам могут помочь следующие слова:

- не разрешать детям что-либо делать / не разрешать детям что-либо делать (ложиться спать поздно, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, разговаривать по телефону и т. Д.);

- чтобы дети что-то делали (делали домашнюю работу, мыли посуду, занимались спортом, ходили в музыкальную / художественную школу);

- научить детей что-то делать (уважать взрослых, учителей, права людей и т. Д.);

- наказать, отчитать

- воспитывать у детей любовь к работе / учебе / родителям / искусству и т. Д .;

- воспитывать детей, любить свою страну / родителей и т. Д.

Ролевые игры «В продуктовом магазине», «В отпуске», «Деревня», для младших школьников речевая деятельность приводит учащихся в естественные условия, активирует ранее усвоенный материал.

Учитывая возрастные характеристики учащихся, в соответствии с программой постройте уроки английского языка таким образом, чтобы они затрагивали темы, относящиеся к интересам и характеристикам учеников : «Отношения между подростками и родителями», «Спорт». и мне »,« Современные средства общения »и др. Детям интересно рассказать о семье: они приносят фотографии, рисунки, рассказывают о увлечениях и интересах близких, о его личных отношениях с ними.

В классе и дома студенты играют проектов : «Английский алфавит», «Меню на день рождения», «Дом, в котором я хочу жить», «Мой кумир» и т. Д.

В своей работе я использую множество заданий, дифференцируя их по степени сложности. Это позволяет учащимся поразмышлять о своих собственных способностях и выбрать выполнение работы на соответствующем уровне. Например, в грамматике при изучении прошедшего времени «слабые» ученики выполняют задачу поиска второй формы глагола «сильные» построения целых предложений. Тогда ученик - это история в прошедшем времени. Очень важно держать ситуацию успеха, как будто нет уверенности в успехе, потерян интерес к языку.

Особое место в развитии коммуникативной компетенции занимает игровая деятельность. Это приводит к естественному желанию говорить на языке, не испытывая скуки и усталости. Я использую лексические, грамматические, фонетические игры, и игровое путешествие, виртуальный тур. Они оказывают эмоциональное воздействие на учащихся, способствуют обновлению референтных знаний, способствуют приобретению речевых навыков.

Формируя коммуникативные компетенции при изучении английского языка, я активно использую возможности интерактивной доски. Используя аудиокурсы для учебников Spotlight от издательства Enlightenment, издательства Enjoy Listening and Playing издательства Titul, мы практикуем произношение звуков, слов, текстов и выполняем задачи прослушивания.

Все вышеперечисленные формы, методы и методы формирования коммуникативной компетенции уже сейчас обеспечивают стабильно положительную динамику предметных, мета-предметных и личных результатов учащихся на английском языке, что иллюстрируется приведенными ниже данными.

Организация внеклассных занятий по предмету

Уровень учебного года Название мероприятия

2015 - 2016 Неделя школьного английского

Конкурс английского языка для учащихся 2 класса

Ролевая игра "Мои домашние обязанности" для учащихся 4 класса

2016 - 2017 Неделя школьного английского

Моя любимая викторина животных для учеников 2 класса

Мастер-класс «Четыре сезона» для учащихся 3-х классов

Игра в магазин одежды для учеников 4 классов

Виртуальный тур по Лондонскому зоопарку для учащихся 5–6 классов

Спор «Суеверия в Великобритании и России» для учащихся 6–7 классов

Эффективность участия в соревнованиях по предмету

№ п / п Название конкурса Учебный год Количество участников

11-й Международный конкурс по дистанционному обучению на английском языке «Олимп-2016 - осенняя сессия» 2016 - 2017 6

22 VI Международная олимпиада по английскому языку.Страноведение 2016 - 2017 1

33 VII международный конкурс «Развлекательный английский» 2016 - 2017 гг. 1

44 IV Региональный фонетический конкурс по английскому языку 2016 - 2017 гг. 2

Влияние участия в олимпиадах по предмету

Название олимпиады Учебный год Количество участников Количество победителей

Школьный этап на муниципальном этапе Областной этап

Олимпиада по русскому языку, математике и иностранным языкам среди учащихся 4 классов общеобразовательных учреждений Центрального района (областной тур) 2016 - 2017 гг. 2 - -

Всероссийская школьная олимпиада по английскому языку 2016 - 2017 4 2 -

Присутствие участников научных (интеллектуальных) конференций и научных обществ студентов-преподавателей английского языка

№ п \ п Наименование конференции или научного общества Учебный год Количество участников

11 Открытый городской конкурс учебно-исследовательских работ старшеклассников «Я Земля» (районный тур, 2 место) 2016 - 2017 1

22 VIII областной конкурс молодежных научных работ им. В. И. Вернадский (часть) 2016 - 2017 1

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и среднего общего образования;

3. Кашина Е. Г. Традиции и новации в методике преподавания иностранного языка: учебник. Пособие для студентов филологических факультетов вузов \ Самара : Изд-во "Универс-Групп" , 2006 г.

4. Конышева А.В. Современные методы обучения. - Минск, 2007.

5. Кулинич Г.Г. Предметная неделя и открытые уроки английского: 2-4 классы [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. Дан. - М .: Вако, 2011.

6. Люсьен и др. Алимова Е. Е., Оганезов Л. М., Нестандартные уроки. - Издательство , «Мастер» , 2007.

7. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в вузе: учебное пособие / М .: Книга - 2009.

8. Пассов Е. I. Коммуникативный иностранный язык образование : подготовка к диалогу культур и цивилизаций. Минск : Lexis, 2003

9. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика преподавания иностранных языков в вузе. - М .: Образование. - 1991.

10. Скалкин В. Л., Рубинштейн Г. А. Речевая ситуация как средство развития неподготовленной речи. Иностранные языки в школе, 1966, № 4, с. 3-4.

11. Современные технологии обучения: методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. (Под редакцией Г. В. Борисовой, Т. Ю. Аветовой, Л. Ю. Косового) . - СПб. 2002.

12. Соколов В.Н. Педагогическое взаимодействие в эвристическом обучении: Автореф. дис. č.p. в форме научной. док. - Волгоград, 1997.

13. Соловова Е. Н. Методика преподавания иностранных языков. Базовый курс лекций. - М .: Образование. - 2002.

14. Статьи из журнала «Иностранные языки в школе» :

- Н. Гальскова. Современная методика обучения. IYASH. - М. №5 2004 г.

- Давыдова З. М. Игра как метод обучения иностранным языкам. IYASH. - №6 2010.

- И. Петричук. Еще раз об игре. IYASH. - № 5 2008.

- Н. Усеинова. Методы вовлечения студентов в интерактивные занятия. IYASH. - № 6 2005.