Elementary / Эвристический метод обучения английскому языку

Применение эвристических методов в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности " Науки об образовании"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова С.А.

Статья раскрывает особенности применения эвристических методов в обучении английскому языку. Выявлены результаты использования эвристического обучения на уроках английского языка. Представлены примеры эвристических заданий к УМК "Spotlight 10".

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова С.А.

THE USE OF HEURISTIC METHODS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

The article highlights the peculiarities of heuristic methods of English language teaching. The results of heuristic teaching at the English lessons are stated. The article presents the examples of heuristic tasks to the student’s book "Spotlight 10".

Текст научной работы на тему "Применение эвристических методов в обучении английскому языку"

ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Набережночелнинский государственный педагогический

университет, г. Набережные Челны, Российская Федерация

Статья раскрывает особенности применения эвристических методов в обучении английскому языку. Выявлены результаты использования эвристического обучения на уроках английского языка. Представлены примеры эвристических заданий к УМК "Spotlight 10".

Ключевые слова: эвристические методы; иностранный язык; творчество; деятельность; мышление.

THE USE OF HEURISTIC METHODS IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Naberezhnochelnynsky State Pedagogical University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation

The article highlights the peculiarities of heuristic methods of English language teaching. The results of heuristic teaching at the English lessons are stated. The article presents the examples of heuristic tasks to the student's book "Spotlight 10".

Keywords: heuristic methods; English language; creativity; activity; thinking.

В соответствии с ФГОС содержание обучения иностранному языку ориентировано на формирование умений во всех видах ино-

язычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение обучающимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Спецификой обучения иностранному языку является то, что он может одновременно выступать как целью, так и средством обучения, являясь, таким образом, идеальной базой для творческой самореализации обучающихся параллельно с приобретением ими языковых знаний, умений и навыков. В силу того, что успех обучения иностранному языку зависит в большей степени от активности самих обучающихся в процессе овладения знаниями, их способности к самостоятельной продуктивной деятельности, а также развития критического мышления, то представляется целесообразным непрерывное совершенствование уже существующих и разработка новых методов обучения.

В связи с этим в ряду требований, предъявляемых к современному уроку иностранного языка, значатся такие как организация поисковых ситуаций, активизирующих деятельность обучающихся, развивающий характер обучения, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, выстраивать пути их реализации, проводить рефлексию своих достижений, то есть формирование основ умения учиться, является важнейшей целью системы школьного образования. Эвристические методы обучения непосредственно направлены на удовлетворение данных требований, которые позволяют учителю предоставить обучающимся больше самостоятельности и возможностей творческого поиска.

Т.Н. Чумакова, рассматривающая урок как фактор творческой самореализации школьника, представила следующие показатели достижений обучающихся [3, с. 6]:

• осознанная творческая активность обучающегося;

• устойчивое, положительное эмоциональное состояние обучающегося;

• самостоятельный выбор обучающимся вектора своего развития;

• удовлетворенность достигнутыми результатами как достижение творческого результата деятельности.

Процесс творческой самореализации на уроках иностранного языка - это изменение существующих знаний, работа с содержанием, не отраженным в образовательной программе. В связи с этим в эвристическом обучении контролируется не только уровень знаний и умений по иностранному языку, но и творческое отклонение от нормы. Критериальной основой оценки является тот прогресс, которого ученик достиг за определенный период обучения, а именно: развитие личностных качеств, уровень креативности по предмету, освоение содержания обучения на уровне, опережающем стандарт.

В "Новом словаре методических терминов и понятий" под редакцией Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина эвристический метод обучения иностранным языкам рассматривается как использование учителем специально подобранных вопросов, подводящих обучаемых к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, к необходимым выводам. В процессе занятий обучающиеся сами, опираясь на приобретенный ранее речевой опыт, выводят новые понятия, формулируют грамматические определения и правила. Обычно эвристические методы переплетаются с другими видами активной познавательной деятельности обучающихся: решением языковых задач, участием в ролевых играх, выполнением письменных и устных упражнений и часто сочетаются с объяснением нового материала по принципу индукции [1, с. 350].

Основными результатами применения эвристических методов на уроках иностранного языка являются:

• создание комфортной атмосферы обучения, самостоятельное усвоение знаний и способов действий, а также возможность проявить себя;

• развитие творческого мышления (использование знаний и умений в новой ситуации, перенос новой проблемы в стандартные условия, выделение новых признаков объекта);

• развитие самостоятельности и гибкости ума;

• усиление практической значимости предмета;

• создание материализованных продуктов обучения, которые могут быть использованы в учебном процессе для этих же обучающихся или их сверстников;

• усвоение модели взрослого поведения через решение нестандартных задач, что способствует успешной социализации обучающихся [2].

Эвристические проекты, олимпиады, недели науки и творчества являются концентрированным выражением творческих форм обучения. Неоспоримым преимуществом такого обучения является тот факт, что и сильные и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий.

Рассмотрим в качестве примеров ряд эвристических заданий к УМК "Spotlight 10" по английскому языку.

Метод придумывания является способом создания учениками ранее неизвестного продукта в результате их определенных умственных действий. Данный метод способствует развитию воображения, творческого мышления и фантазии. На уроках английского языка этот метод позволяет обучающимся создавать спонтанные диалоги на изучаемом языке, писать сочинения на заданную тему, придумывать различные ситуации. Пример задания: You are Russian, but you have a chance to become a hereditable peer in the House of Lords. What should you do for Great Britain to be popular there and get the title? Make up your speech.

Метод "Если бы. " заключается в умении обучающихся представить и описать ситуацию, которая бы произошла в заданных учителем условиях. Данный метод формирует навык творческого видения ситуации, заданной учителем, развивает креативное и логическое мышление обучающихся. Пример задания: If all the birds disappeared, what would the world look like? Think over the chain of consequences.

Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его части или качества. Учитель задает ситуацию, находящуюся на грани реальности и фантазии, и создает

поле для размышления. Пример задания: Make up a story about the world where only giants can live. Describe their daily life. How do they feel? Do they know about the existence of dwarves?

Использование метода агглютинации на уроке способствует развитию образного мышления. Обучающимся предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить их. Пример задания: Describe the sweet salt, light darkness, flying fish, barking cat etc.

Анализ возможностей применения эвристических методов обучения на уроках английского языка позволил сделать вывод, что задания эвристического типа не применимы в больших группах, а также на ступени начального общего образования, поскольку открытие знаний через поиск требует определенных усилий, терпения, концентрации и дивергентного мышления.

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

2. Великая педагогика. История эвристического обучения. Общая характеристика эвристического метода обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: http://www.agepedagog.ru/grepns-705-1. html. -12.02.2016.

3. Чумакова Т.Н. Развивающее пространство урока как фактор творческой самореализации младшего школьника: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т.Н. Чумакова. Краснодар: КГУ, 2009. 21 с.