Разговорный / Концепция учебного предмета английский язык

Одобрено

Понятие предмета "иностранный язык"

Введение

Роль и место предмета «Иностранный язык» в системе общего среднего образования предопределяются особенностями современного общественного устройства, ориентированного на изучение языков, что делает возможным их широкое использование в качестве средства общение людей-говорящих на разных языках в контексте диалога национальных культур.

К основной задаче, решение которой предусматривает выполнение социального заказа, относятся: формирование у молодого поколения готовности к взаимопониманию, воспитанию в духе толерантности; развитие понимания культуры, образа жизни и мыслей других людей; умение передать процесс общения своими мыслями и чувствами. Выдвижение обозначенных приоритетных задач предполагает овладение иностранным языком как средством межкультурного общения.

Создание дидактической системы, отвечающей потребностям сегодняшнего дня, дается с учетом того факта, что в Республике Беларусь знание иностранных языков рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Иностранные языки изучаются для их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего обмена информацией, взаимодействия национальных культур, усвоения личности человеческих ценностей. Растет спрос на профессионалов, способных использовать иностранные языки для эффективной поддержки различных видов общения. Эти потребности, выражающие сущность социального заказа в сфере языкового образования, определяют содержание учебных целей на социально-экономическом уровне.

Дидактическое перекодирование социально намеченной цели в плоскость педагогической реальности, для формулирования общих стратегических целей обучения иностранному языку предполагает рассмотрение социального заказа в контексте современной образовательной парадигмы и доминирующей в нашей стране образовательной направленности и стратегии.

Оригинальные методические положения и принципы дисциплины «Иностранный язык»

знание иностранных языков рассматривается как важная предпосылка адаптации человека в глобализирующемся мире.Их основная цель на современном этапе - обеспечить сотрудничество и взаимодействие наций, исключить возможность негативного воздействия на процесс национальной идентичности и культурной самоидентификации; повысить готовность человека к личной и профессиональной реализации посредством использования иностранного языка наряду с родным языком как материальной формы функционирования его мышления. Следовательно, процесс изучения иностранного языка должен быть направлен на подготовку межъязыкового межкультурного общения. В ходе такого общения встречаются ситуации, когда собеседники, использующие один и тот же язык, различаются для распознавания передаваемых сообщений, поскольку они генерируют язык структуру, построенную на основе различных социокультурные структуры. Поэтому важной предпосылкой эффективности обучения является обеспечение готовности студентов к взаимопониманию путем создания единого пространства общения с партнерами по общению.

Сложность создания общего пространства общения заключается в том, что в процессе общения с носителями другого языка в сознании человека происходит своего рода «столкновение» с явлениями другой культуры. Под влиянием таких «коллизий» возникают противоречия между фактами этой «другой» культуры и концептуальными схемами родного языка, структурированными в соответствии с его языковыми и культурными нормами. Существуют проблемы в достижении понимания между коммуникантами. Эти противоречия могут быть разрешены путем единства исполнения в процессе общения коммуникативных и культурно-прагматических функций иностранных языков, поскольку это условие обеспечивает взаимопонимание носителей разных языков путем выделения их общей и национальной специфики. Таким образом, существуют возможности для «диалога культур» через язык общения. Следовательно, на уроках иностранного языка должна быть создана ситуация общения, имитирующая диалог культур .

Участвуя в процессе изучения иностранного языка в «диалоге культур», студенты сталкиваются с необходимостью выразить свою связь с фактами другой культуры с желаемым «диалогом культур» не нарушенным. При этом активируются аксиологические функции иностранного языка, обеспечивающие возможности для адекватной оценки ценности иноязычной информации путем сопоставления ценностных норм родной и изучаемой культур. Готовность студентов к реализации этой функции предполагает преодоление их национальным языком обусловленности образа мира. Формирование этой готовности требует одновременной активации в процессе воспитания коммуникативных, культурно-прагматических и аксиологических функций. При условии интегративного характера их появления являются предпосылками для развития и воспитания личности учащихся посредством знаний, обучения, общения через иностранный язык. Действует механизм формирования у учеников образа мира, который соответствует социальным, политическим и культурным реалиям современной реальности и может служить ориентиром для целенаправленной деятельности человека в нем. Роль и потенциал иностранных языков в формировании такого взгляда на мир чрезвычайно велики: в процессе овладения языком формируется личность, обеспечивающая весь спектр иноязычных коммуникативных мероприятий. Языковая личность развивается и совершенствуется в процессе овладения языком как овладение навыками общения для них Следовательно, в порядке его формирования на уроках иностранного языка должны быть созданы оптимальные возможности для словесного поведения учащихся в условиях, искусственно созданных в образовательных целях межъязыкового общения.

В процессе изучения иностранного языка заложен потенциал развития личности студентов. Поэтому при проектировании образовательного процесса важно отметить, что иностранный язык служит инструментом развития и воспитания личности, фактором обеспечения предпосылок для выражения человека в глобализирующемся мире. Принимая во внимание тот факт, что Общая стратегическая цель обучения иностранному языку направлена ​​на формирование поликультурной личности студентов, актуализация формирующих личность функций чрезвычайно велика .Его результат проявляется в способности человека адаптироваться к жизни в контексте другого (не родного) языка и культуры через актуализацию знаний о коммуникативном поведении его носителей, информации о мире этого языка, выраженную в языке и через язык.

Таким образом, наиболее важными принципами учебного предмета «Иностранный язык» являются:

осведомленность о безопасности учащихся, принадлежащих к родной культуре, в сочетании с пониманием культуры и образа жизни других людей, а также готовность «воспринимать другого в его инаковости»;

единство актуализации коммуникативных, культурно-прагматических и аксиологических функций целевого языка;

ориентация учебного процесса на обеспечение диалога культур, основанная на всестороннем рассмотрении взаимосвязи язык - мышление - культура;

обеспечение социализации студентов средствами иностранного языка;

использование моделей изучения языка, в которых критерии оценки достигают результатов, выступает в качестве идеализированной модели носителя языка;

организация обучения иностранному языку на всех уровнях притязаний на владение на основе личностно-ориентированного коммуникативно-познавательного подхода.

Процесс проектирования обучения иностранным языкам требует использования технологий обучения, которые обеспечивают развитие и становление учащихся:

умение осуществлять языковые контакты и успешное межъязыковое взаимодействие на основе единства реализации функций иностранных языков;

готовность к реализации «диалога культур» в процессе общения с носителями других языков;

понимание природы и моделей речевого поведения людей, говорящих на разных языках и представляющих разные культуры;

владение языковыми и речевыми нормами иностранного языка на уровне, достаточном для правовой и социальной адаптации в поликультурном мире;

знание иноязычной коммуникативной компетенции на уровне, обеспечивающем единство взаимности и восстановления.